smsSMS
phone8 938 014 68 33
mailmagaslife@gmail.com

Родство фамилий: Вадельговы, Дударовы, Матиевы и их побратимы - Куштовы

« Назад

20.01.2016 05:34

БИСМИЛЛАХ1ИР-РОХЬМАНИР-РОХЬИМ. Всевышний Создатель говорит в ниспосланном свешенном Аяте:

« О люди, мы создали вас из мужчины и женщины, и создали вас разными нациями и народами, чтобы вы узнавали друг друга. Самый наилучший из вас перед Господом, это наиболее богобоязненный из вас». Сура; «Аль-Хьужурат». 14 аят.

Каждый человек обязан знать свою нацию и свое фамильное родословие, наивысшим примером в этом, нам служит, наш великий пророк-МУХЬАММАД (Да благословит и приветствует его АЛЛАХ). Он любил свою нацию, свое месторождение, гордился своим родством, и насчитывал из своих предков до двадцати одного предка, последним из которых является известный АДНАН. Поэтому его называют пророк - Мухьаммад Аль Аднани.

ВАЙДЯЛЬГИР СЕЛЕНИЯ. Это крупный башенный посёлок замковых типов, на крутых склонах, почти на самой вершине горы «Мят-лом» (Столовая-гора, Джейрахский р-н Ингушетии). Выше, наверное, нет башен в горной Ингушетии. В древности про эти селение с Вайдяльгир (Богом возвеличенный аул), писали. Летописцы Тамерлана писали исторические предания про Дарьяльский проход, в котором говорится, что местности «Башен-кале» есть гора «Башин» (Башлом-корт), гора Казбек, вершины которого упираются в облака, у смотрящего на них шапка валится с головы. С одной стороны есть отвесная скала (это Столовая-гора, Мят-лом). Местные богачи на её неприступной вершине соорудили замки, состоящий из трёх высоко огороженной каменными стенами башни, до которых даже пущенная стрела не долетала (личный секретарь Тимура Низами-ад-дина Шами и упоминавшего Шереф-ад-дина Йезди, и современный историк Н.Д.Кодзоев «Истории Ингушского Народа»стр.129.).

Эти три строения с Вайдяльгир- с Божьего Склона, на самом деле расположены очень высоко, эти строения в древности называли Усадьба-Баг1ар (стр.19. № 53.в книге «Древности горной Ингушетии» И. А. Алироев, г.Москва) и ( 1-том стр.14. «Топонимия Чечено-Ингушетии» А.С. Сулейманов), Духьаргашти (Духьар-т1и), и Хьарпи (Мяти).

Эти строения с рисунка №-1. Описаны личным секретарем Тимура, Низами-ад-дина Шами и Шереф-ад-дина Йезди. 

Когда личный секретарь Тимура описывал эти три селения с Вайдяльгир, сегодня там живущие люди имеется в виду Куштовы, тогда жили не в Вайдяльгир-Духаргашти (мастерской), а жили наверное в селении Саниба (Осетия сегодняшняя). Усадьба-Баг1ар (Ибн-Русстэ сообщает в своих писаниях об Аланах, царя Аланов звали «Багаир») – это первоначальное строении в Вайдяльгир, так как в этой усадьбе археологи находят циклопические строения. фото 2 и 3.

фото 4, 5, 6 и 7.

(рисунок-реконструкция)

Реконструкция Усадьбы Баг1ар сделана на основания сохранившего фундамента.

На фото мы видим рядом с Усадьбой-Баг1ар камень-трибуна, где древности жрец с Вайдяльгир возвышался для выступления.

На следующей фотографии мы видим на дальнем правом углу кусты где сегодня находится основания и развалины древнего храма.

Также видно, что от Усадьбы-Баг1ар, в условиях прямой видимости находится Башламкорт-Казбек гора.Далее на фото мы видим дугообразную стену замка Баг1ар с довольно большими плитами в стене, археологи эту кладку считают циклопическим.

Далее мы попробуем описать, как было заселено предплечье Мят-лома, точнее сказать Вайдяльгир. Древнее строение, так называемая Усадьба-Баг1ар с Вайдяльгир начали расселять славных потомков и создавать новые замки для достойной жизни. После тщательного опроса потомков с Вайдяльгир у нас сформировалась вот такая картина, первыми из древней Усадьбы начали свою новую родословную жизнь потомки Мяти и Пялин, они обустроили себе замок на самом живописном выступе в предплечье Столовой-горы (Мят-лом) и сегодня за этими замками закрепились имена Хьарпи и Мяти - г1ал, Матиевы, Амирхановы, Шибиловы и Болой с Терлир. По сведениям полученных из частного архива Сулеймановых и от старейшин Валаргхоевых у нас получается, что потомки от Пялина с Вайдяльгир считаются Болой которые живут в Терли и также есть предположение, что потомки Пялинг-г1алер с Ёвлер Ингушетии тоже считают братьями потомков Болой и эти потомки некогда жили в древних строениях с Вайдяльгир, с предплечья Трона Богов. рис. 9: 

Позже с Усадьбы-Баг1ар разрослась новая легендарная ветвь потомка «Г1уно»- три сына-это Хьасро, Валарг, Дударг. Хьасро по наследству остался в Усадьбе-Баг1ар и по сегодняшний день основная часть потомков носят фамилию Вайдяльгир-Вадельговы (Вай-дяльг-някъан) и ещё два брата, которые Валарг и Дударг - эти два брата обустроили себе замок и дав свои имена строениям начали свою родословность. Замок был построен на живописном выступе горы между Усадьбами-Мяти и Усадьбы-Баг1ар под названием Духьаргашти. На фото селения Духьаргашти мы находим остатки основания некогда бывшего замка Дударга.

В середине селения высится полуразрушенные замки потомков Г1ейри с Вайдяльгир это Къушпар - г1алаш, Ткъамашк-г1алаш и Албакъ-г1алаш, в древности эти возвышающие развалины, назывались «1Арж-ков», это «ков» назывался именем потомка Бирихановых и там же мы сегодня видим башни побратимах в 1565-1600 годах Куштовых переселившие с селении Саниба. На картинке мы видим мазанки, где жили и живут Куштовы. В дальней правой стороне картинки напротив замков Дударг находились замки Валарга, сегодня потомки живут в Чечне селение Валерик. 

Видны основания древнего строения Валарга, которые сегодня живут в Чечне селении Валерик. Все эти башни были огорожены оградительной стеной, туда входили Дударг-г1алаш, Валарг-г1алаш. А Духьаргашти было отдельно огорожены, в этот Г1ап-ков входил мастерская, кузня и этот Г1ап-ков при обследовании А.С.Сулеймановым называлась «1арж-ков», в этот комплекс входили Къушпар-г1алаш,Ткъамашк-г1алаш, Кушт-г1алаш и Албакъ-г1алаш и несколько нам неизвестных башен. В этом «г1ап-ков» находилась мастерская-кузня, в народе это ремесло называлась «Духьаргаш» (мастерская). фото 11.

Начало застройки этого предплечья Столовой-горы легендарными потомками с Вайдяльгир Дударг и Валарг началось примерно 1350-1400 годы, возможно и раннее на 100-лет,так как мы не можем точно сказать но примерно там заселились 3-е или 4-о потомков после Татаро-Монгольского нашествия (на рисунке 11. схема оснований всех башен которые когда- либо были построены селении Духьаргашти и описаны А.С. Сулеймановым, в своём томе посвящённой своей матери «Топонимия Чечено-Ингушетии» стр.14.под заголовком «Ж1айрах-шахьар»).

А в селении Хьарпи поселились 2-е или 3-е потомков, также после Татаро-Монгольского нашествия. От потомка Валарга они позже расселились на территории сегодняшней Чечни и дали начало селении Валерик под фамилиями: Вайдяльгир-Вадилов, Актамиров, Бугаев, Гайрбеков, Масиев, Гейтомиров, Шамаев, Юсупов и м.д. степи, вокруг лежащие и сегодня называются Г1алг1ай аренаш.

От потомка Дударга произошли Мохлой, от Дударга есть и другая ветвь Терлой, которая дала жизнь легендарному обществу в сегодняшней Чечне «Т1ерлой-шах1ар» и на сегодняшний день входит один из ведущих Тукъамов Чечне в этот тукъам входит Болой от Пялина с Вайдяльгир и туда же входили и Мацахрой с Терли и Ошни и м.д. Телар (Терло) с войском, которые давали отпор Татаро- Монголам и в одном походе Телара со своим войском потерпел порожение и они оказались в сегодняшнем Т1ерли, дав местности названия своего предводителя это войсковое объединение там закрепилось, некоторые там пустили корни а некоторые вернулись.

Телар оказавшись там, оттуда, начал вести сопротивление врагам. По легенде самих же Т1ерлоевцев, после смерти Телара с почестями был похоронен в горной части Ингушетии, а в Т1ерли остались жить его потомки и потомки других славных воинов (Информация взята с фамильной энциклопедии Вайдяльгир-Вадельговы). Потомки Дударга-Мохлой Вайдяльгир одно из народо-образующих феодальных обществ Кавказа, у них в Дарьяльском проходе была полная власть и в Тагаурском ущелье царствовали, по горной Ингушетии, как феодальное общество, имели много башенных строений, эти потомки с Вайдяльгир Валарга, Дударга - Мохлой и Т1ерлой и потомки Пялина-Болой и Мяти и другие Ингушские патриоты не давали варварам спокойно жить на Ингушских землях. Позже вернувшийся на родину один из потомков Дударга построил замок, недалеко от родословного замка Валарга и Дударга в низменности на очень живописном уголке, прямо над этим низменностью находятся выступы, где стоят башни Мяти и Валарга, Дударг и побратима Кушта. 

Позднее строения с Вайдяльгир Дудар-г1ал.
После присоединения Казанского и Астраханского ханства (1552-1558 гг.), Россия вышла на рубеж Северо-Восточного Кавказа, и позже дошла и до Ингушей. В 1562г. Ногайцы и Кабардинцы, поддержанные царём Московской Руси, совершили поход в Ингушетию. В результате этого было разгромлено 164-поселения и среди разрушенных селений было древнее поселение «Саниба» (Н.Д. Кодзоев «История Ингушского Народа» стр.135.), и от туда разбитые врагами Куштовы переселяются в селение Вайдяльгир, где в то время стояли старые заброшенные замки Валарга-Валаргхоевых и Дударга-Мохлой, Т1ерлой, которые в то время уже жили в Чечне в селениях Валаргти, и Т1ерли, в сегодняшней Осетии в Тагаури и м.д. районах Кавказа, а в замках носившие тогда названия «1арж-ков» жили потомки с Вайдяльгир, Къушпар, Ткъамашк, Албакъа.

Кушт побратавшийся с Г1ейни и Г1антом, который живший в древнем Усадьбе-Баг1ар, с Къушпаром который жил в Духьаргашти и Ткъамашком, и Албакъом которые тоже жили в Духьаргашти. Кушт начал свою новую родословность в Вайдяльгир селении Духьаргашти. 

А Вадельговы, когда были определены границы Ингушей с Кабардинскими, Ногайскими и Кыпчакскими племенами и с их покровителями Русскими по равниной части реки Терека,1565 году выехали на равнину, так как калым, в виде овец, коз, лошадей и коров, данный за 1уби (1аби-гув) карачаевским князем, негде было пастись в Вайдяльги и ко в сему тогда диктовала время надо было занимать равнинные земли своих предков. В основно на равнину выехали жившие в Усадьбе - Баг1ар а Вадельговы жившие в Духьаргашти жили там до последнего. Итак, Вадельговы одни из первых выехали на равнину и поселились между развалинами Магаса и Нясар-корта. Нясар-корт это древнее языческое посто-мент, который стоял там где сегодня Назрань (Нясари), а селения где они поселились, назвали Кенч, может от имении предка своего или от речки которая там протекает. Основная масса, которая выехала на равнину это были потомки с Усадьбы-Баг1ар. А оставшийся там жить побратавшийся с потомками с Вайдяльгир, легендарное племя Куштовых по сегодняшний день сохраняют очаг с Вайдяльгир. Далее опишем происхождение фамилии Вадельговы, это от слова Вайдяльгир-Вадельговы. Вайдяльгир-это не имя человека, это место расположения древних языческих богов: Мят-ломтер «МЯТ-ДЭЛИ» при переводе Трон-Богов.

Бог- МЯТ-СЭЛ, который сегодня сохранился и СУСУН-ДЭЛИ, который сегодня разрушенный, а склон идущий вниз от Мят-ломер богов, называли Вайдяльгир, так как вокруг Усадьбы-Баг1ар, Усадьбы-Хьарпи и Усадьбы-Духьаргашти, вокруг этих древних трёх Усадьб находится шесть величественных храмов, три храма находятся на возвышенности над Усадьбами, и три храма находятся рядом с Усадьбами, невольно этот склон в древности назывался Вайдяльгир. Среди трёх храмов, которые находятся над Усадьбами на возвышенности, один из них назывался ТРОН-БОГОВ (мят-дэли). В древности в этих шести храмах с Вайдяльгир было сконцентрирована вся наука Астрономии и Астрологии, Трон-Богов (Мят-Дэли) был один из самых главных храмов Кавказа и жрецы с Вайдяльгир владели всей наукой Астрономии и Астрологии и считались Божьими мазанками. Гора Мят-лом и храм Мят-Дэл (Трон-Богов) на Кавказе считали центральным местом и названия горы Мят-лом так, и переводится как центральная гора. Там на вершине обитали люди Богов, владевшей всей наукой астрономии и астрологии, люди государство-образующей династии.

рис.13 Генеалогия Вайдяльг-некъан

А.С. Сулейманов, как потомок с Т1ерлер-мохк интересовался селением Вайдяльгир. Он искал там основание строения «Терло» в сегодняшнем селении Духьаргашти, а в Мяти-селение он искал следы потомка «Пялина» в частности «Боло» (Боло которые сегодня живут в Терлой-мехк,Болой-г1алаж) и он Сулейманов нашёл там основания Терлой, Болой, как потомков с Вайдяльгир и он же Сулейманов искал связь Болой с потомками Вайдяльгир Пялином и он же считал по древней легенде своих предков, что потомки Пялина это Болой с Терли и Ёвле башни которые называются Пялинг-г1ал, что они по легенде тоже от одного Пялин или Пялинга и что удивительно строение похожи друг на друга и нахождение рядом с Ёвли Мохлой-г1алаж, которые тоже с Вайдяльгир нас приблизило всё больше и вот так вырисовывается такая картина, что все потомки с Вайдяльгир это Ёвлер-мохк, Мохлой-мохк, Валаргхой, Т1ерлой, Болой, Вайдяльгир Вадельгнякъан, Мятинякъан, Дударнякъан и Куштнякъан одно единое общество, которое некогда объединяло Вайдяльгир древний храм «Трон-Богов» и «Цей-саг» и древняя родоначальная Усадьба-Баг1ар.

Если кого-то из потомков Вайдяльгир не устраивает такое расселения потомков с Вайдяльгир, то мы хотели бы видеть более древнее строение, чем Усадьба-Баг1ар, пусть это строение будет в Мохле, Ёвле, Терли, Духьаргашти, но пока мы полагаем вот такое расселения и к такому выводу мы пришли после того как опросили (1999-1990гг.) потомков Терлоевых, они носят разные фамилии, Валаргхоевых и там же опросили Евлоевых, Дударовых, Мохлоевых, Матиевых - Амирхановых, Куштовых и конечно Вайдяльгир-Вадельговых и все сведения от опроса и другие сведение связанные с Вайдяльгир и исторические материалы и легенды связанные с потомками изложенные в фамильном энциклопедии, которая сегодня находится в единичном экземпляре в Ачалуках у потомков Вайдяяльгир-Вадельговых. У потомков Вайдяльгир в фамильном энциклопедии (тептар), сегодня есть точные схемы оснований поселения Хьарпи-Мяти-г1алаш, Духьаргашти-Валарг, Дударг-Мохлой, Кушт, Кушпар, Албакъ, Ткамашк-г1алаш, и схема Усадьбы-Баг1ар и древнего храма, который находится 150-метров от Усадьбы-Баг1ар и есть полная перепись каждого потомка с Вайдяльгер в 3-х томах,информация взято с фамильного энциклопедия (тептар) потомков Вайдяльгир, Вадельговых, Валаргхоевых, Дударовых – Мохлой, Матиевых и побратимах Куштовых.

Автор: Исса Гайрбеков

Источник: kavpolit.com



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: