smsSMS
phone8 938 014 68 33
mailmagaslife@gmail.com

13 АДАТОВ ИНГУШСКОГО НАРОДА. ВВЕДЕНИЕ

« Назад

19.02.2016 06:58

ВВЕДЕНИЕ
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Все народы мира, все языки, все люди созданы
Всемилостивым Аллахом. Соответственно каждый народ
обязан оберегать и сохранять свой язык, свои обычаи,
свою идентичность, то есть то, что делает каждый народ
индивидуальным, непохожим на другие народы.
Аллах говорит в священном Коране:
«Я создал вас племенами и народами, чтобы вы
узнавали друг друга».
Таким образом, имея безусловную возможность создать
всех людей единым сообществом, без расовых, языковых и
культурных различий, Аллах наполнил землю множеством
народностей со своими языковыми, антропологическими и
иными особенностями, что обязывает каждого человека,
являющегося представителем какого-либо народа, сделать
все от него зависящее, чтобы сохранить все атрибуты своей
народности, в том числе язык и культуру. Все свои силы –
физические и духовные, свой разум он должен направить
на воспитание подрастающего поколения, чтобы сохранить
свой народ, созданный Аллахом.
У каждого народа есть свои обычаи, некоторые из них
вызывают непонимание у представителей других народов.
Существуют обычаи, противоречащие установлениям
Аллаха, даже элементарным нормам морали. Однако для
сохранения своей индивидуальности люди стараются сохра-
нить даже такие обычаи.
Основными составляющими, которые веками сохра-
няют народ, являются:
1. край, в котором живет этот народ – его Родину, землю;
2. язык;
3. адаты (обычаи) народа.
7
Указанные составляющие являются неотъемлемой
частью каждого ингуша, а адаты – частью ИНГУШСКОГО
ЭЗДЕЛА.
Остановимся на каждом пункте в отдельности, приме-
нительно к нашему народу.
1. Родина. Край предков. Земля. Все народы любят
свой край, каким бы он не был: будь это пустыня Сахара или
тундра Чукотки. Пусть там ничего нет, кроме песка или
снегов, верблюдов или оленей. Жители даже этих – самых
экстремальных районов Земли любят свои края и готовы
бороться за них. Предложи им лучшие, благодатные земли –
не захотят оставить свои родные пески или тундру.
Если бы нам Аллах дал родину, расположенную в
песках Африки или в тундре Севера, мы бы обязаны были
все равно лелеять и оберегать свой край.
Аллах же нам дал благословенный, благодатный край,
где все есть для жизни, не бывает ни засухи, ни наводнений,
слишком жарко или холодно, есть высокие горы, быстрые
реки, источники целебных вод, нефть, в лесах водится
различная дичь, а земля родит все, что ни пожелаешь.
В других краях – на берегу моря, где есть горы, где есть
леса, равнины, поля – истинный ингуш тоскует по родному
краю, красоты которого не описать словами.
На разных этапах развития жизнедеятельности ингуш-
ского народа Своей милостью Аллах дал нам все, что нужно
было для жизни нашим предкам, что нужно нам, что пона-
добится нашим потомкам.
Чтобы не исчезнуть с лица земли как народ, мы
обязаны беречь наш край, а в особенности – наши горы.
Наши отцы говорили: «Берегите горы, не отпускайте их.
Если вы сохраните горы, то вы сохраните и горы и равнину,
и благодать будет с вами. Если вы останетесь без гор, не
будет у вас равнины».
Почему без гор мы не сможем сохранить равнину?
Потому что: горы – это наша крепость. К тому же
самобытность нашего народа сформирована в горах и
неразрывно связана с ними.
8
2. Язык. Каждый народ обязан охранять и сохранять
свой язык, каким бы бедным, тяжелым, немелодичным он
ни был. Язык любого народа – это язык, данный ему
Аллахом. Каждый народ бережет свой язык.
Ингушский язык – один самых богатых языков мира.
С помощью нашего языка можно этимологизировать слова
из многих языков мира. В какую бы страну мира ты не
поехал – в Италию, Китай, Индию, Исландию, Канаду –
значение слов из языков народов этих и других стран можно
понять с помощью ингушского языка. Поэтому он является
матерью языков – Нана-мотт («Язык-Мать»). Это словосоче-
тание некоторые ученые переводят на русский язык как
«материнский язык, язык матери».
Когда говорят, что каждому нужно владеть своим
«Нана-Мотт», это не значит, что нужно владеть языком своей
матери. К примеру, ингуши часто женились на представи-
тельницах разных народов – черкешенках, грузинках,
балкарках и др. В таком случае это могло означать: дети
должны знать язык матери – черкесский, грузинский языки.
Если бы каждый начал говорить на языке своей матери, то
люди начали бы разговаривать на разных языках, и никто
бы никого не понял.
Выражение «нана-мотт» – означает не просто «мате-
ринский язык», в ингушском языке это словосочетание
означает «главный язык», язык-основа, язык, который
приходится матерью всем другим языкам мира. Ингуши
говорят: «Если ты знаешь ингушский язык, то ты
поймешь любой язык».
Ингушский язык имеет множество лексических парал-
лелей со многими древними и современными языками,
относящимися к различным языковым семьям и группам.
Зачастую путем этимологического анализа слов из других
языков с учетом их соответствия ингушским словам, можно
вывести глубокий философский смысл.
Если мы сможем сберечь свой язык, не потерять
его, то придет время, когда весь мир узнает его
глубину, красоту и мудрость.
9
Язык нужно беречь. Если не сбережем язык – не будет
народа.
Сегодня находятся среди нас люди, стесняющиеся
говорить на своем языке, на языке своих предков, люди,
которые считают, что наш язык устарел, что ему нет места
в новом, быстро меняющемся, мире. Они считают себя
очень культурными, образованными, из-за того, что
прекрасно, «без акцента», как любят хвастать некоторые
ханжи, говорят на русском или английском языках, но при
этом не могут сложить двух предложений на родном ингуш-
ском языке. В самом же деле, самым большим бескуль-
турьем является неумение ясно и четко изъясняться на
своем родном языке. И не может быть более необразован-
ного человека, чем тот, который говорит, что не умеет читать
на родном языке.
Если ты не можешь грамотно изъясняться на своем
языке, не умеешь читать и писать на нем, то кто тебя станет
уважать? Даже представители других народов не будут
уважать такого человека.
Человек, не владеющий своим языком, не желающий
на нем говорить, не может любить свой народ, свой край,
не может считаться полноценным представителем своего
народа.
3. Адаты.
Пророк Мухаммед, с.а.с., сказал:
«Сохраняйте и берегите адаты, которые не
противоречат шариату».
Ингушские адаты возникли не сами по себе, их
веками создавали мудрецы-законодатели, чтобы все
проблемы и вопросы, возникающие среди народа, решать
мирно, не допуская вражды. Издревле мир внутри
ингушского народа лучше всего укреплялся родством.
Основная задача ингушских адатов – связывать
родственными узами представителей разных родов,
поддерживать родство, укреплять взаимоуважение,
взаимо- поддержку и взаимовыручку между всеми
родственниками, поддерживать чувство собственного
10
достоинства всех родственников. Таким образом,
адаты способствуют укреплению и сохранению
народа, цементируют нацию, создают единый орга-
низм народа.
Комплекс адатов является частью ЭЗДЕЛА. Само
слово «эздел» означает «взвешивание». Слово «эздел»
происходит от выражения «эзе де!» («взвешивай!; букв.:
«делай взвешенно!», от «эзе» – «взвешенно», «де» - «делай»).
Аллах дал человеку разум, чтобы он все взвешивал
им – мысли, дела, поступки. Разум – это весы. Весы – это
символ справедливости, правосудия.
Человек является высшим созданием Аллаха, кото-
рое Он оценил в 1800 верблюдов. Для того чтобы каждый
человек смог поддерживать эту цену, Аллах дал людям
ЭЗДЕЛ – способность взвешивать свои поступки.
Человек, соблюдающий эздел («Эздий саг»), – это
человек, который уважает других людей и возвышает
их, тем самым он сам возвышается, то есть поддержи-
вает достоинство окружающих и тем самым поддержи-
вает чувство собственного достоинства.
Эздел не позволяет человеку выдавать свой страх,
открыто проявлять свои чувства. Эздел – это сдерживаю-
щий фактор от всех соблазнов, узда, которая постоянно
удерживает тело в подчинении духу, отдаляя человека
как можно дальше от животного.
Такие качества, как ложь и скупость, легко выводят
человека из ЭЗДЕЛА, при соблюдении которого он оттор-
гает отрицательные качества.
Люди в жизни совершают как богоугодные, так и
богопротивные дела своим разговором. В последнее
время людьми произносится много слов, зачастую
пустых, которые повисают в воздухе. Но ведь сказанное
нами не исчезнет. Самое страшное, что среди мужчин
появились пустословы, а ведь издревле у горских народов
считалось, что слово мужчины – закон.
Для мужчины-ингуша было неприемлемым наруше-
ние своего обещания – это было позором, хуже смерти.
11
Отсутствие у мужчины таких понятий, как непрелож-
ность выполнения данного им слова, также является
одним из признаков потери ЭЗДЕЛА.
Вместе с тем, ингушское слово «къамаьл» («разго-
вор») имеет глубокий смысл. Само слово состоит из двух
частей: «къа» – «грех» и «маьл» – «воздаяние за богоугод-
ное дело». Каждый человек, произнося слово, совер-
шает или грех, или богоугодное дело. Эздел заставляет
человека взвешивать каждое слово, чтобы не совер-
шить грех. Если человек привержен ко лжи, то ложь
может вывести его из ЭЗДЕЛА, и даже из ислама.
Как говорят духовные лица: «Лгун и скупой не могут
попасть в рай».
Эздел – это требование взвешивать свои слова,
поступки. Инструментом такого взвешивания является
ум человека – ХЬАЬКЪАЛ. Ингушское слово «хьаькъал»
состоит из нескольких слов: «хьоа» – «мозг», «къа» - грех» и
«йоал» – «награда», то есть пользуясь разумом (мозгами)
человек может совершить грех или богоугодное дело, за
которое Бог воздаст добром.
Если не сохранить ингушские адаты – ингушский
народ исчезнет как этнос!
На сегодняшний день много ингушей, покинув-
ших свою Родину, бродящих по миру. Хотя они и
уехали в поисках лучшей доли, но их родители живут в
этом краю. Край – это их корень и они еще не оторва-
лись от своих корней.
Из-за того, что они соблюдают ингушские адаты,
что они не забывают их, даже забыв свой язык и
оторвавшись от своей Родины, они не перестают быть
ингушами, не смешиваются с другими народами и не
ассимилируются. Они остаются ингушами, потому что
живут, соблюдая адаты ингушей.
Ингушские адаты нужно соблюдать всем ингушам, где
бы они ни жили, – здесь, на своей Родине, в Москве, в Бель-
гии, или в каком-либо другом уголке Земли. Если будут
соблюдать адаты, они не перестанут быть ингушами.
12
Ингушский ребенок, воспитанный за пределами Ингу-
шетии, если он не знает ни ингушского языка, ни ингушских
адатов, как бы родители ни гордились им, что он, мол, знает
английский язык, окончил два института и т.д. – он никогда
не станет родителям настоящим сыном (дочерью), патрио-
том своей Родины, настоящим ингушом (ингушкой).
Каждый родитель-ингуш желает, чтобы его ребенок
вырос мусульманином, хорошим наследником. Но, если с
самого детства не учить его своему языку, не воспитывать в
духе национальных обычаев, из него ничего путного не полу-
чится. С ним не будут считаться и представители других
народов, среди которых он будет находиться. Почему? Что
можно ожидать от человека, забывшего или оставившего
свой язык, свои обычаи, которому нет дела до своей Родины,
до своего народа? Если он предал свои корни, разве можно
быть уверенным в том, что он не предаст еще? Нет! Такой
человек не будет полноценным членом общества, его не
будут уважать ни в одном народе, ни в одном краю.
Тот, кто не говорит на языке, на котором говорили его
отец и мать, не живет по адатам, по которым жили его отец
и мать, кому нет дела до своей Родины и ее проблем, не
сможет с достоинством говорить и на языке какого-нибудь
другого народа, не сможет жить по обычаям другого народа,
не сможет полюбить и другой край. У него нет ответствен-
ности за ту землю, на которой живет, за тех людей, которые
живут рядом с ним. За что же его уважать и любить кому
бы то ни было?!
Что же произойдет, если со временем у него изме-
нится этническая принадлежность, он станет чувствовать
себя представителем другого этноса? Допустим, он жил
во Франции, не соблюдая законы своих предков, забыв
свой язык. Он перестал быть ингушом, но и у французов
нет оснований признать его французом. Через одно-два
поколения, когда его дети породнятся с французами, его
потомки станут французами. Однако до той поры, для
французов они не будут полноценными французами,
соответственно это будет поколение ущемленных людей,
13
с ущемленным чувством собственного достоинства, кото-
рых также сложно назвать приверженцами ислама, а
особей мужского пола – мужчинами в полном смысле
этого слова. Такой судьбы хотят родители для своих
детей? Вряд ли!
Поэтому родители, отложив всё остальное, в первую
очередь, должны быть озабочены тем, чтобы вырастить
своих детей в духе уважения к своему народу, знающими
свой язык, свои обычаи, озабоченными судьбой своего
края, своей Родины. Нужно воспитывать их как настоя-
щих ингушей, имеющих «яхь». Тогда они будут знать, что
их дети вырастут настоящими людьми.
Зная об этом, родители, братья и сестры, соседи –
все ингуши должны срочно предпринять все действия,
зависящие от них, для сохранения в народе адатов
нашего народа, чтобы остановить «катящуюся в
пропасть арбу» нашего народа, противостоять той
деятельности, той работе, которую проводят откровен-
ные враги нашего народа.
Для представителя любого народа и, тем более для
ингуша должно быть большим позором жить, не владея своим
языком, не зная адатов своего народа. Это неполноценный,
ущемленный человек, нравственный инвалид. Если несколько
десятков лет назад, к примеру, уверенно можно было сказать,
что из десяти молодых людей, девятерым можно доверить
любое дело, т.к. они знали и поступали по адатам, то сегодня
из десяти можно отобрать только одного-двух человек, знаю-
щих адаты и умеющих себя вести как подобает.
Ингуши, не имеющие яхь (соревновательность в
благородстве), живущие не по адатам, воспитывающие
своих детей не по адатам, являются, в первую очередь,
врагами самим себе, и как следствие – врагами нашего
народа. Почему мы их называем врагами? Потому что
считается, что сегодня ингушей насчитывается 500-600
тысяч, однако если из этих цифр вычленить людей, не
соблюдающих адаты, не являющихся в полном смысле
ингушами, результат переписи народа будет неутеши-
14
13 ÀÄÀÒÎÂ ÈÍÃÓØÑÊÎÃÎ ÍÀÐÎÄÀ
тельным. Истинным ингушам, болеющим за сохранение
адатов, необходимо объединить усилия, дабы предотвра-
тить продолжающуюся среди нас европеизацию, особое
внимание уделять так называемой «современной моло-
дежи». Незнание законов адата, а тем более родного
языка следует клеймить позором, таких людей необхо-
димо высмеивать, отторгать от общества.
Приехав в другой регион, страну, ингуши должны
оставаться ингушами, но придерживаться местных обычаев
и законов и уважать их. Уважение чужих обычаев и тради-
ций входит составной частью в ингушский эздел. Наши
отцы говорили: «Пой песню той арбы, на которую сел».
Если кто-то уезжает на время жить в другой регион,
страну, то он старается жить по тем обычаям, по которым
живут люди этого региона, этой страны, выучить их язык.
Почему? Да потому, чтобы на него не смотрели, как на
дикаря. Он усваивает хотя бы основную линию поведения,
основные обычаи того народа, среди которого он живет.
К примеру, если в нашу республику приезжает пред-
ставительница другого народа, она в первую очередь
узнает, как нельзя одеваться: русская девушка не выйдет
на улицу в джинсах. Она понимает, что в этом случае на
нее будут смотреть, как на дурно воспитанную. Поэтому
она одевает не джинсы, а платье.
Представители других народов, приезжая к нам в
гости, стараются соблюдать основные адаты нашего
народа, сколько бы времени они здесь не провели (день,
неделю, год), соблюсти принятые у нас нормы поведения,
чтобы им самим было уютно, чтобы на них с недоумением
никто не смотрел.
В таком случае сами ингуши разве не должны
стараться соблюдать эти нормы, эти адаты? Для ингушей
несоблюдение своих адатов должно быть великим позо-
ром, стыдом и самоунижением.
Аллах нас создал ингушами, дав нам лучшие из
адатов, лучшие нормы поведения. Все наши обычаи не
противоречат установлениям шариата.
15
Обычаи нашего народа являются прекрасными,
благородными. Наш край – самый красивый и благодат-
ный на Земле, в таком краю жаждет жить большинство
людей планеты. Наш язык – богат и глубок, один из самых
древних языков мира, если не самый древний. (Если бы
даже он был очень бедным, нам же все равно пришлось
бы на нем говорить).
Аллахом нам предоставлен благодатный край, такой
богатый язык, такие красивые и благородные адаты – и
поэтому наш народ – ингушский народ (Г1АЛГ1АЙ КЪАМ)
обязан лелеять и беречь милость Всевышнего Аллаха.
У каждого народа есть адаты, которые есть только у
этого народа и нет у других. Эти адаты могут быть похо-
жими на адаты других народов. Ингушские адаты, сохра-
ненные народом с древнейших времен до сегодняшнего
дня, в значительной степени отличаются от адатов других
народов. Всего у нас их насчитывается 13.
Ниже мы их перечислим и постараемся объяснить
их содержание и значение для народа.
Адаты сыграли значительную роль в сохранении само-
бытности народа. В частности, ингуши не растратили свою
национальную индивидуальность, даже находясь в отрыве
от Родины в тяжелые годы ссылки (1944-1957).
Это фундамент нашего народа. Если мы сегодня сохра-
ним их – сохраним и свой народ. Если мы их забудем – наш
народ перестанет существовать как ингушский народ, а
наши потомки будут влачить жалкое существование без
гордости, без мужества, являя собой полное ничтожество,
находясь в услужении (в рабстве) у других народов. На нас
лежит обязанность сохранить потомкам этот народ. А для
этого мы должны знать и соблюдать 13 ингушских адатов.
В первую очередь следует соблюдать эти адаты
женщинам, поскольку они, будучи матерями и супругами,
воспитывают подрастающее поколение. Через молоко
матери, через ее воспитание адаты входят в кровь детей.
Во вторую очередь обязанность воспитывать людей
в лоне наших адатов лежит на представителях духовен-
16
ства. Далее – старики обязаны взять дело возрождения
ингушских адатов в свои руки. Хотя в последнее время и
минимизировано их влияние на общество, в целом оно
еще довольно сильно.
Пусть Всевышний Аллах прольет на нас Свою
милость, наградит иманом и высоким самосознанием
наших женщин, наше духовенство, наших стариков, весь
наш народ в деле возрождения и сохранения наших
адатов, а следовательно – и сохранения нашей нации!
Итак, перечислим ингушские адаты:
1. Институт тамады (тхьамада хоржаш хилари, тхьама-
дага хоатташ хилари).
2. Посещение засватанной невесты родственниками
жениха до свадьбы (маьр-вежарий чубахар).
3. Посещение дома засватанной невесты женихом до
свадьбы (нейц чувахар).
4. Выведение невесты по воду (нускал хи т1а даккхар).
5. После выхода девушки замуж – приглашение
родными жениха родственников невесты (саг яхáча
захалаш чубехар).
6. Вечеринка и шуточное сватовство.
7. Избегание женихом тестя и тещи (уст-даьнеи уст-
наннеи духьала ца а водаш, эздел-г1улакх леладар).
8. Непозволительность при отце, матери и при гостях
ласкать, ругать или наказывать своего ребенка (да-
нана долчеи, хьаьша-да волчеи ший бераш хьастеи-
човхадеи йиш цахилар).
9. Уважение женщинами мужчин (кхалнаха ма1ача
наьха сийдар 1адат).
10. Уважение мужчинами женщин (ма1ача наха кхал-
наьха сийдар 1адат).
11. Воспитание подрастающего поколения (з1амигача
берашцара г1улакхи хьехами).
12. Гостеприимство (хьаьша-да ларх1ар, цун сийдар, из
чуэцар).
13. Кровная месть (пхьа лехар).

Идрис Абадиев

Магас лайф



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: