smsSMS
phone8 938 014 68 33
mailmagaslife@gmail.com

13 АДАТОВ ИНГУШСКОГО НАРОДА. ИЗБЕГАНИЕ ЖЕНИХОМ ТЕСТЯ И ТЕЩИ (уст-даьнеи уст-наннеи духьала ца а водаш, эздел-г1улакх леладар)

« Назад

18.11.2015 14:29

ИЗБЕГАНИЕ ЖЕНИХОМ
ТЕСТЯ И ТЕЩИ
(уст-даьнеи уст-наннеи духьала ца а водаш,
эздел-г1улакх леладар)

Очень полезен для молодой семьи адат, по которому
зять не может видеться с тещей и тестем. Когда предста-
вители других народов узнают о существовании у ингу-
шей этого адата, они говорят, что это очень полезный и
нужный адат, и завидуют ингушам, у которых он есть.
В чем смысл адата? Когда мужчина и женщина
соединяются для создания семьи – это великое дело. Аллах
создал мужчин и женщин для соединения и благословил
их союз. Это – не просто соединение двух человек. Если
люди перестанут создавать семьи, человечество прекра-
тит свое существование.
Если супруги расходятся, их потомство растет ущем-
ленным, неполноценным. Если разведенная женщина ушла
домой, забрав с собой своих детей – представителей другой
фамилии, другого рода – рода ее мужа, это всегда недоволь-
ство родителей, ее родственников, это претензии родствен-
ников ее мужа, это рассоренные бывшие родственники,
которые при случайной встрече могут разругаться, что
может привести и к вражде между двумя родами.
Сегодня мы наблюдаем, как после возвращения
женщины с детьми в дом родителей между бывшими
родственниками затеваются тяжбы, жалуются в
муфтият, часто при решении тяжб, там встречаются,
ругаются, проклинают друг друга. Бывает, что все это
приводит и к перестрелкам и – к долгой вражде. Это
последствия необдуманных решений, принимаемых тем
же муфтиятом, нашими духовными лицами.
Теща и тесть – самые уважаемые, самые почетные
родственники их зятя. Их дочь взял себе в жены этот


мужчина. Он живет с ней, и отказ видеться с тестем и
тещей с его стороны – это проявление эздела, уважения
к ним, потому что образ жизни ингушей основан на
том, что то, что приносит тебе удовольствие или облег-
чение (курение, выпивка, общение с красивой женщи-
ной и т.п.) скрывается ингушами от чужих глаз.
Поскольку только животное не скрывает от людей то,
что приносит удовольствие.
Самое большое удовольствие для мужчины –
жениться, быть со своей женой. Оно скрывается от чужих
глаз и ушей. После свадьбы молодой человек первое время
скрывается от своих родителей, от дядей, от стариков.
На протяжении всей жизни он скрывается и от тещи и
тестя. Это – ингушский эздел.
Как отмечено ранее, человека Аллах оценил в 1800
верблюдов. Тот, кто не скрывает от людей того, что
приносит ему удовольствие или облегчение – скот. Чело-
век, чтобы не приблизиться по своей стоимости к скоту,
делает все, чтобы быть от скота как можно дальше и
выше. Процесс «превращения» людей в животных мы
наблюдаем сегодня по всему миру.
Что нужно делать человеку, чтобы держаться на
уровне, чтобы выдерживать ту цену, в которую оценил
его Всевышний, чтобы оставаться человеком?
Аллах дал нам эздел, способность уважать людей. Цена
каждого человека определяется тем, как он уважает других
людей и насколько высоко своим уважением он поддержи-
вает их цену. Поэтому когда человек скрывает от других
людей то, что приносит ему удовольствие и облегчение, отно-
сится к людям с уважением, то тем самым, он поднимает
свою цену. Это требование ингушского эздела.
Одним из адатов, помогающих высоко держать свою
цену, является для мужчины избегание тестя и тещи.
Основа ингушского общества - целомудрие, чистота
чувств и души. Женщина, воспитавшая дочь в рамках
высокой нравственности, традиционной культуры народа
и морали ислама, достойна глубокого уважения в глазах

 

зятя. Ее нравственный код сохраняется в дочери и пере-
дается через воспитание детям и внукам. Институт тещи
у ингушей – это больше, чем родственные отношения и
выше, чем скромность. В нем забота о будущем народа,
которое зиждется на высокой нравственности. Все это
обуславливает сложившийся этикет между тещей и зятем.
От этого адата – великая польза. Между мужем и женой
время от времени могут происходить ссоры, возникать
скандалы. После ссоры или скандала женщина хочет
пожаловаться тому, кто больше всего ее любит, кому она
дорога больше, чем кому-либо, – своей маме. Если теща
общается с зятем, привыкла с ним пить чай, к примеру,
ей ничего не стоит устроить зятю скандал. Зять тоже
может ответить. Такие эпизоды семейной жизни мы
наблюдаем у многих народов. Это приводит к нелюбви, а
чаще всего – к неприязни между зятем и тещей. Обе
стороны отходят от норм эздела. В отношениях между
родственниками возникают трещины, которые со време-
нем могут стать причиной развода супругов.
Но если зять никогда не видел тещу, а теща никогда
не видела зятя, у них сохраняются отношения, возник-
шие в самом начале родства : теща для зятя и зять для
тещи - самые желанные, самые уважаемые, любимые
родственники. Между ними – самое высокоценимое
родство, какое только можно себе представить.
В ссоре, даже если ее дочь права, теща, которая
не видится со своим зятем, всегда принимает сторону
зятя. Она требует от дочери, чтобы отцу и братьям
ничего не говорила, потому что это может остудить
теплые отношения с зятем. Она не может быть против
зятя, которого она уважает и высоко ценит. Она обви-
няет в ссоре свою дочь и отправляет ее обратно, сделав
ей наущение, чтобы не скандалила с мужем, а подчи-
нялась ему и слушалась его во всем.
Ингуши говорят: «У женщины должно быть два
мужа». В роли второго мужа выступает мать или старшая
сестра жены. При споре между супругами жена жалуется


своей матери. Отцу она не может не только жаловаться,
но даже не может допустить, чтобы он случайно услышал
о каком-либо споре между ее дочерью и зятем. При
возможности вмешиваться в спор между дочерью и
зятем, теща могла бы нанести большой вред отношениям
между мужем и женой, что в дальнейшем могло бы
привести к разводу. У других народов теща, не выяснив
причины конфликта, обвиняет во всем зятя, что дает
трещину в отношениях супругов. У ингушей из-за того,
что теща не имеет права видеться с зятем, даже если ее
дочь во всем права, мать обвиняет в конфликте ее, оправ-
дывает зятя, и отправляет ее домой. Это и имеется в виду
в пословице, приведенной выше.
Теща, которая у многих народов становится причиной
разводов, у ингушей - один из кирпичиков, которые цемен-
тирует брачный союз двух молодых людей. Она выступает в
большинстве случаев союзником зятя, его помощником в
налаживании семейных отношений его с ее дочерью.
Поэтому в Ингушетии нет анекдотов про тещу, и невоз-
можно их появление, поскольку теща, наоборот, становится
дорога зятю, как собственная мать. Это постоянно свежее
родство. Зять не встречался с тещей и тестем, не разговари-
вал с ними. Поэтому ссоры между мужем и женой не могут
легко разрушить семейную жизнь. Не то что быть в оппози-
ции к зятю, наоборот: теща и тесть в ссоре их дочери с
мужем становятся на сторону зятя. Это «невидимые» друзья
зятя в его семейной жизни.
Дети растут и видят отношение своего отца к своим
бабушке и дедушке по матери. Они впитывают все это в
кровь. И они вырастают людьми эздела. Так продолжа-
ется жизнь народа. Сколько добра несет в себе этот
обычай избегания зятем тещи и тестя!
Из-за того, что зять не видит свою тещу, он с ней
особенно предусмотрителен. Он посылает подарков
больше, чем посылал бы, если бы виделся с ней. Если
увидит на улице, пошлет ей машину с другом или оплатит
такси, чтобы довезти ее, куда ей надо.


Если бы зять виделся с тещей, каким-нибудь обра-
зом в любом случае он мог проштрафиться перед ней,
попасть в неловкое положение.
Теща и тесть уважают своего зятя: он ни разу не дал
им повода усомниться в своем благородстве.
Родственная связь между зятем и тещей из-за того,
что они не могут видеться, всегда остается свежей, новой,
поэтому скандалы здесь совершенно исключены. Дети
видят отношение своего отца к теще, на собственном
примере отец воспитывает у детей уважение к бабушке
и вообще к родственникам со стороны матери. Такой
обычай может существовать только у людей эздела.
Поэтому теща с тестем любят и уважают своего зятя.
Поэтому они ни за что не согласятся, чтобы дочь их
вернулась в отчий дом. Они сделают все, чтобы их дочь
никогда не рассталась со своим супругом. Это укрепляет
семьи и, в свою очередь, укрепляет нацию.

MagasLife.com



Комментарии


2015-11-19 07:19:05 Сагов А #
Русские тащатся от это обычая, для них мечта не видеться в жизни с тещей

Ответить / Цитировать

2015-11-19 07:20:58 Фариза #
красивый обычай, но столько смыслов я в нем не видела, оказывается это серьезный обычай и адат

Ответить / Цитировать

2015-11-19 07:21:14 Сагов А #
Русские тащатся от это обычая, для них мечта не видеться в жизни с тещей

Ответить / Цитировать

2015-11-19 07:22:58 Евлоев Н #
вайн цун ма1ан даже хац, къа фа дувц дез вай, сонам хейн дац. Даьр васяйн езар уж морьг законаж

Ответить / Цитировать

2015-11-19 07:23:47 Мамед #
"Дети растут и видят отношение своего отца к своим
бабушке и дедушке по матери. Они впитывают все это в
кровь. И они вырастают людьми эздела." это очно, по себе знаю

Ответить / Цитировать

2015-11-19 07:24:35 прокурор #
из са теща яц согахь ян, со гоам волаж леж ма латти са ерам))

Ответить / Цитировать

2015-11-22 15:10:22 Hamza #
Обычий красивые, но противоречат шариту! А, что противоречит шариату это не хорошо ! чтобы не сорться с тещей, то надо вести себя достойно, и воспитывать жену , и себя , и детей по шариату, и проявлять терпение. Тогда все хорошо будет Ин ша Аллах!

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: